Когда завоздушило батарею: быстрый способ решить проблему, если нет вентиля
В первые дни после запуска отопления можно часто наблюдать, что батареи остаются холодными или работают вполсилы. Основной причиной этого явления может быть завоздушенность системы, то есть присутствие в трубах и радиаторах воздушных пузырей, которые мешают нормальному течению теплоносителя. Современные радиаторы отопления оборудованы специальными устройствами для сброса воздуха, но что делать тем, у кого установлены обогреватели ещё советского образца. Эксперты HouseChief решили разобраться в этом вопросе и рассказать, как спустить воздух из контура отопления, если на обогревательных элементах отсутствуют специальные краны и приспособления.
Читайте в статье
Причины завоздушивания отопительного контура
Причин возникновения воздушных карманов в трубах и радиаторах очень много. Часто к завоздушиванию батарей приводит:
- несоблюдение нормативов при монтаже системы отопления;
- неправильное наполнение контура водой;
- негерметичные соединения, способствующие засасыванию воздуха извне;
- ремонтные работы, в ходе которых происходит образование воздушного пузыря.
Важно! Воздушный пузырь – частая причина полутёплых радиаторов.
Стравливание воздуха из общедомового контура
Если у вас нет возможности самостоятельно спустить воздух в домашнем контуре отопления, то сделать это могут, и должны, работники коммунальной службы. Вообще это выполняют ещё на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура. Одну задвижку оставляют закрытой, а вторую открывают. Через сбросник, со стороны отопительного контура, соединённый с канализацией происходит слив теплоносителя. О том, что из системы вышел воздух можно судить по равномерному, без воздушных пузырей, водному потоку в сбросе.
Как стравить воздух, если нет запорной арматуры
Жилой фонд в основном состоит из домов ещё «советской» постройки, а соответственно и радиаторы отопления в них установлены с того времени. В таких батареях не предусмотрены воздухоотводчики, а просто установлена заглушка. Вот через неё мы и будем стравливать воздух из отопительной системы. Чтобы всё прошло нормально и безопасно, следует действовать по следующему алгоритму:
- Перед выполнением всех работ по развоздушиванию отопительной системы сначала перекрыть стояк подачи теплоносителя.
- Приготовить ведро, тряпки, разводной ключ, паклю или ФУМ-ленту, а также WD-40 или растворитель.
- Поставить ёмкость под заглушку и обмотать ветошью батарею вокруг неё, чтобы уменьшить напор воды.
- Как правило, заглушки на радиаторе отопления закрашиваются с остальным обогревательным элементом. Поэтому нужно обработать стык преобразователем ржавчины ВД-40 или растворителем.
- После нанесения преобразователя нужно подождать 15–20 минут и попробовать открутить заглушку разводным ключом. Не стоит прикладывать больших усилий, чтобы не сорвать резьбу, и нельзя выкручивать заглушку полностью, достаточно будет отвернуть её на 1–2 оборота.
- Поскольку резьба может быть лево- или правосторонней, поэтому заглушку следует проворачивать в разных направлениях.
- Постепенно откручивая заглушку радиатора отопления необходимо прислушиваться – не пошёл ли воздух. Дополнительно можно подставить руку, чтобы ощутить воздушный поток из батареи.
- После того как стравится воздух, должна пойти вода. Следует спустить 5–10 литров жидкости, затем для улучшения герметичности обмотать ФУМ-лентой или паклей заглушку против резьбы и плотно закрутить её обратно.
Развоздушивание отопительной системы частного дома
Не во всех частных домах установлены радиаторы отопления с кранами Маевского. Поэтому для стравливания воздуха можно воспользоваться спуском через расширительный бак закрытого или открытого типа, который является обязательным элементом каждой отопительной системы. Первый тип расширительного бачка прост в эксплуатации, а завоздушивание, как правило, является следствием снижения уровня жидкости в нём. Чтобы устранить проблему, достаточно добавить в ёмкость недостающее количество теплоносителя.
Если у вас установлен расширительный бак закрытого типа, то спускать воздух придётся через радиаторы отопления. Однако перед этим нужно заполнять систему теплоносителем до тех пор, пока из контрольной трубы, выходящей из бачка, не выльется не менее 10 л жидкости. После этого снова запускаем отопление. Если развоздушить систему таким способом не удалось, то придётся стравливать воздух через радиаторы.
Стравливание воздуха из стальных радиаторов
Развоздушить стальные батареи советского образца можно посредством использования самонарезающего винта. Для этого нужно обмотать саморез у головки ФУМ-лентой и при помощи дрели или шуруповёрта закрутить его в стенку радиатора отопления. После, нужно вывернуть винт на 2–3 оборота, стравить воздух и затянуть обратно до упора. Чтобы не срезать резьбу, воспользуйтесь трещёткой на шуруповёрте. Стоит помнить, что это временная мера и после окончания отопительного сезона нужно обязательно установить на место винта кран Маевского или автоматический воздухоотводчик.
Несколько слов в завершение
Воздушный пузырь в отопительном контуре может стать причиной холодных батарей. Мы рассказали, как справиться с этой проблемой, если на радиаторах отопления нет крана Маевского и автоматических воздухоотводчиков.
Надеемся, что эта информация была полезна. А если у вас есть свои способы удаления воздуха из отопительного контура без применения какой-либо запорной арматуры, то поделитесь ими с нами и другими читателями.