Сломался болт: как выкрутить без повреждения внутренней резьбы
Во время ремонта автомобиля помимо устранения неисправности приходится решать и дополнительные проблемы. Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются автомобилисты и слесари, это облом головки болта. Как же быть в таком случае? В обзоре редакции HouseChief.ru обсудим, почему происходит облом болта и какими способами выкрутить его, не повредив внутреннюю резьбу.
Читайте в статье
Причины и виды «обломов» болта
Существует несколько причин, по которым болт может сломаться при выкручивании. Чаще всего с данной проблемой сталкиваются владельцы старых автомобилей или тех, которые неправильно эксплуатировались или хранились. Самая распространенная причина облома головки болта – приложение чрезмерных усилий при его вывинчивании. Это происходит, если метиз «прикипел». Внешне это практически незаметно, и только пытаясь выкрутить болт мастер понимает, что резьба не проворачивается. Часто метиз ломается из-за ржавчины, которая появляется вследствие его постоянного контакта с влагой и агрессивной средой. В свою очередь это приводит к неравномерному износу болта и его поломке в самый неподходящий момент.
«Обломы» болта могут быть разными, но самые сложные по решаемости, когда метиз «срезается» заподлицо или внутри резьбового соединения. Сильно повезет, если метиз сломается над поверхностью агрегата, и он может быть извлечен при помощи отвёртки, клещей, сварки и т.п.
Способы извлечения обломанного метиза
Прежде чем приступать к выкручиванию обломанного болта, необходимо очистить поверхность от смазки, ржавчины и т.д. После нужно оценить характер облома метиза для определения способа его извлечения. Резьбовое соединение рекомендуется обработать «отработкой» или аэрозольной смазкой WD-40. Так же для снятия напряжения можно несколько раз ударить по месту облома молотком или прогреть его паяльной лампой, при условии, что рядом нет резины, ткани, пластика и т.п.
Способ №1: молоток и шлицевая отвёртка
Этот способ извлечения поломанного болта является самым простым, хотя он и не всегда применим. В большинстве случаев при обломе метиза остаётся торчащий осколок, за который можно ухватиться плоскогубцами или упереться отвёрткой. Если это наш вариант, то упираем под углом в обломок шпильки шлицевую отвёртку и, ударяя по её рукоятке молотком в сторону вывинчивания, аккуратно проворачиваем остатки болта. Подобный способ подходит, если для выкручивания метиза не требуется приложение значительных усилий, в противном случае стоит воспользоваться следующим вариантом.
Способ №2: зубило вместо отвёртки
Этот способ выкручивания обломанного болта похож на предыдущий вариант, только вместо шлицевой отвёртки используется зубило. Преимуществом использования этого слесарного инструмента является увеличенная площадь его рабочей части. Зубило позволяет вывернуть болт гораздо быстрее и с меньшими усилиями, особенно если площадь излома достаточно большая.
Способ №3: керн и молоток
В том случае если болт обломался ниже головки или непосредственно у резьбы, то выкрутить его с помощью вышеописанных способов не получится. Решить эту проблему поможет керн. Уперев инструмент в место облома болта, начинаем воздействовать не него молотком. Из-за особой формы наконечника керна металл начинает деформироваться и появляется неровность, за которую можно ухватиться плоскогубцами или клещами и начать выворачивание поломанного метиза без нарушения целостности резьбы.
Способ №4: использование сварки
По мнению большинства автолюбителей, этот способ является самым быстрым и эффективным, хотя для его использования требуется наличие сварочного аппарата, который, впрочем, можно попросить у знакомых, соседей по гаражу или взять на прокат. Вариант подходит, если обломок болта выступает над поверхностью агрегата. Суть данного способа заключается в том, что на выступающую над поверхностью часть метиза наваривается гайка. Придерживая плоскогубцами гайку, необходимо приложить её к обломку болта с небольшим смещением в сторону. Свариваем их вместе с внутренней стороны гайки и после того как место соединения остынет выворачиваем болт при помощи гаечного ключа.
К сведению! Для того чтобы воспользоваться данным способом необходимо, чтобы гайка была на пару единиц больше обломанной шпильки болта. Например, если обломанный метиз был на 10 мм, то нужно взять гайку на 12 мм. Это необходимо для лучшего скрепления и увеличения площади сварки.
Способ №5: применение экстрактора и метчика
В том случае если все вышеописанные случаи не помогли или нет возможности ими воспользоваться, то можно воспользоваться специальным экстрактором. Для применения этого инструмента нужно в центре обломка болта при помощи керна сделать углубление, чтобы во время работы сверло не «ушло» в сторону. Сверло по диаметру должно быть меньше шпильки болта и соответствовать размеру экстрактора. Итак, аккуратно высверливаем обломок, ввинчиваем инструмент до упора и выкручиваем поломанный болт.
Есть ещё один способ, похожий на предыдущий, только вместо экстрактора используется метчик для левосторонней резьбы. Так же делаем отверстие в обломке, нарезаем резьбу и вкручиваем подходящий по размеру болт. Когда метиз будет завинчен полностью до упора, то автоматически начнёт выкручиваться обломок старого болта.
Способ №6: высверливание обломка
Пожалуй, это самый трудоёмкий способ извлечения обломанного болта, требующий определенного навыка и терпения. К нему прибегают, если все предыдущие варианты не подходят. Для начала по центру обломка тонким сверлом делают отверстие, потом его постепенно расширяют, пока не останется тонкая стенка между внутренней резьбой и шпилькой. После остатки болта аккуратно ломают и извлекают. Здесь нужно быть очень внимательным и аккуратным, чтобы не повредить внутреннюю резьбу, иначе все усилия по извлечению обломка будут напрасными.
Несколько слов в завершение
Мы разобрали несколько способов извлечения обломанных болтов. Каждый из них применяется для каждого конкретного случая в зависимости от сложности задачи и имеющегося инструмента. Какой из этих способов будет выбран, решать только вам. Надеемся, что советы наших экспертов были для вас полезны. Если у вас есть свои варианты решения проблемы, то поделитесь ими с нами и нашими читателями в форме для комментариев.