В старину порог как элемент дверного проёма был обязательной конструктивной частью двери. Функциональная его роль заключалась в ограничении движения двери и защите от сквозняков. Кроме того, он более чётко разграничивал зоны помещения.
Когда порожки нужны
При настиле напольного покрытия в многокомнатной квартире возможны разные ситуации. Например, в соседних комнатах покрытия могут быть из разных материалов, разной толщины и разных цветов. И стыковка покрытий конструктивно выполняется по-разному. Поэтому у дизайнера возникает потребность скрыть эти различия, спрятать огрехи реального монтажа, защитить от сколов и повреждений края стыкуемых покрытий. А иногда требуется усилить эффект зонирования. В этих случаях между двумя комнатами в дверном проёме формируется порожек. И это не всегда физическая деталь, а вполне может быть и декоративный элемент.
Порожки делают из разных материалов: металлические, пластиковые, пробковые, силиконовые, металлопластиковые, резиновые, каменные.
В организации покрытия пола порожки выполняют разные функции. Для «связки» комнат следует выбирать порожки в соответствии со спецификой и общим дизайном помещений.
Дизайнерский смысл порожка
Люди по-разному воспринимают и оценивают окружающий мир. Утилитарный подход предполагает оценку с точки зрения «полезно – бесполезно», «удобно – не удобно» и т.п. Эстетический подход расставляет оценки «красиво – некрасиво». И если в первом случае в основе оценки могут лежать количественно определяемые характеристики, то во втором подходе – только субъективные типа «а мне нравится – не нравится».
И такие люди тоже могут находить единомышленников, и количество индивидуальных оценщиков постепенно переходит в новое качество – оценку общественную. Так формируется мода. А потом мода начинает управлять людьми, понуждая их к определённым действиям не по собственной воле и разумению, а по необходимости следовать ей.
Вот таким образом сформировалось мнение о роли порожка в дизайне помещения. Какая-то часть архитекторов смогла сделать популярной концепцию геометрической законченности пространства. Например, если это комната, то она должна иметь чёткие границы, обозначающие её форму. А дверной проём не позволяет реализовать этот принцип: по всей комнате стены обозначают её границы, а в дверном проёме одно пространство как-то расплывчато переходит в другое.
Концепция классического восприятия пространства предполагает наличие видимых границ. С её точки зрения, при обязательной очерченности пространства в дверях получается непорядок. Его нужно устранить хотя бы нарисованным на полу порожком – обозначить границы двух пространств. При этом контур пола должен соответствовать контуру потолка. Появилось мнение о том, что порожек – это красиво! – интерьер становится более изысканным.
Нарисованный порожек следует использовать для обозначения парадного входа. Хорошо он смотрится и при выделении ниши. А если проём проделан в толстой стене, то декоративный порожек хорошо обозначит границы соседних помещений.
Во все времена люди, стеснённые в средствах, в разных жизненных ситуациях принимали наиболее экономные и прагматичные решения. А люди с достатком имели возможность тратиться на выполнение требований моды.
Физически реализованный порог со временем потерял свой практический смысл, его стали обозначать другим материалом покрытия пола или просто цветом. Примерно таким образом и возникло мнение, что порожек – это веяние аристократизма. Наличие изысканных декоративных и архитектурных деталей, используемых только «для красоты» и не несущих какой-либо функциональной нагрузки, воспринимается как признак аристократизма.
Когда порожки не нужны
Традиционный порожек как строительная деталь, выполняющая определённые функции в интерьере жилища, практически исчез. Но он сохранился в декоративном виде как дань архитектурному классицизму.
Классическая архитектура предписывает помещениям правильную форму. При закрытой двери видно покрытие пола только одной комнаты, а при открытой одна форма перетекает в другую – и это нарушение правил классицизма. Особенно это заметно при толстых стенах. Значит, необходимо обозначить порожек как элемент границы.
Декоративные порожки выделяют либо материалом покрытия пола, либо цветом. Но бывают случаи, когда архитектор (дизайнер интерьера) сознательно отказывается от порожков. Если стены между двумя комнатами тонкие, то отсутствие порожка делает их визуально ещё тоньше – иногда дизайнеру выгодно применить этот приём.
Порожек не формируют в том случае, если между двумя комнатами установлены раздвижные двери.
Если дизайнер хочет сохранить зрительное единство двух помещений, то в этом случае порожек тоже не нужен. Его отсутствие создаёт эффект непрерывности пространства, что очень выигрышно в случае последовательного расположения нескольких комнат.
Таким образом, переходные и стыковочные порожки в доме далеко не всегда являются исключительно данью моде. В большинстве случаев они выполняют обязательную в конкретных условиях строительную функцию. Зачастую это объективная необходимость. Конечно, порожки красивы и привносят изысканность и тонкость в интерьер, но они имеют и утилитарное значение.