Вязать или варить: как правильно поступать с арматурой
Каждый авторитетный знаток вам ответит, что арматуру не варят. Так к чему тогда эти разговоры? Вообще сварка – это верный способ испортить арматурный каркас, потому что все преимущества арматуры при таком способе соединения нивелируются. Почему это так, и нет ли подвоха в этом утверждении – давайте разберёмся.
Читайте в статье
Особые свойства и характеристики арматуры
Все, кто брался за стройку собственноручно, знают, что есть такие этапы строительства, преодолевать которые лучше с помощью узких специалистов-профессионалов. То есть некоторые нюансы лучше доверить мастеру, чтобы потом не пожалеть. Потому арматурщики – работники очень востребованные, и в сезон заманить их к себе на стройку можно только за очень хорошую плату.
Что такого сложного в арматуре, ведь это всего-навсего стальной прут? Прежде всего это закалённый прут, и важно грамотно разместить его в толще бетона, чтобы он правильно принимал нагрузку. Для верного закрепления его нужно не просто зафиксировать перед заливкой, но и упереть в фиксаторы на стенках опалубки и в местах стыков стержней.

Как скрепляют стержни арматуры
Итак, арматуру можно скреплять двумя основными способами – сваркой или связкой при помощи специальной проволоки. И тогда вопрос: если варить нельзя, зачем вообще об этом говорить? Не спешите делать вывод: нужно посмотреть на марку арматуры. Профессионалы всегда обращают на неё внимание, а вот домашние мастера зачастую не придают ей значения – и совершенно напрасно.

Если есть буква К, значит, арматура устойчива к коррозии, если Т – она изготовлена из термомеханически упрочнённой стали, а вот С означает, что арматуру можно соединять с помощью сварки. То есть А400С – варить можно, а просто А400 – нельзя.
Если обозначения с буквой С нет, то при попытке варки будет нарушена структура стали, в местах сварки она утратит свою прочность, достигнутую закаливанием.
А маркировка, к примеру, А500С говорит о том, что эта арматура, имеющая высокую пластичность с минимальным содержанием легирующих добавок, может выдержать даже дуговую сварку без потери прочности.

Некоторые нюансы сварки арматуры
Важно помнить, что варить арматуру можно встык или внахлёст. И для каждого типа арматуры следует подбирать соответствующую силу тока.
Внахлёст варят такие детали каркаса, которые не будут подвергаться повышенным нагрузкам. Это совершенно ненадёжный способ, который не применяется в фундаментах. Для повышения прочности при сварке внахлёст шов делают как можно длиннее, а свариваемые поверхности предварительно зачищаются металлической щёткой.

Стыковая сварка, как и сварка внахлёст, не отличается прочностью. Её используют только в случае крайней необходимости, предварительно обваривая концы стыкуемых прутов.
Что касается выбора электродов, то профессионалы предпочитают АНО и МР. Для арматуры толщиной 5–8 мм берутся электроды 3 мм, для 8–10 мм, соответственно, 4 мм, а более 10 мм – 5. Сила тока тоже различается. Для арматуры с диаметром 5 мм достаточно 200А, 6 – 250А, 8 – 300А, 10 – 350А, 20 – 450А.
Подробнее о методах сварки – в этом видео:
Остаётся только добавить, что все мы, к сожалению, зависим от порядочности производителей той же самой арматуры. А они, в отсутствие ГОСТов, зачастую экономят на исходном сырье и легирующих добавках. Плюс продавцы норовят подсунуть марку подешевле, а взять с вас подороже. Так что будьте бдительны: проверяйте всё и покупайте только тот материал, который не подведёт вас при сварке.
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением к комментариях!