Трейлер, кемпер, дом на колёсах — суть этого явления была заложена ещё во времена полудикого, кочевого существования человека и получила новую жизнь с приходом технического прогресса. На данный момент потребитель имеет более чем богатый выбор из сотен различных модификаций, начиная от скромного малогабаритного миниприцепа и заканчивая настоящим передвижным коттеджем, предоставляющим все мыслимые удобства.

Дом на колёсах может подарить незабываемые ощущения семейного досуга
Дом на колёсах может подарить незабываемые ощущения семейного досуга

Классификация и технические особенности

Перед тем, как поговорить о возможностях эксплуатации домов на колёсах в России, необходимо прояснить определённые технические нюансы. Прежде всего, разберёмся в терминологии. Дом на колёсах является, скорее, общим названием, объединяющим два типа конструкций:

  1. Кемпер (жилой прицеп) – одно или двухосный полуприцеп, для передвижения которого необходим автомобиль;
  2. Автодом — жилое пространство расположено в кузове автомобиля.

Разновидности автодомов

Фургон – жилой минивэн (кастенваген), изначально серийная модель, которая впоследствии была оборудована всем необходимым для проживания. Количество спальных мест не более двух. Такое техническое решение является наиболее доступным по стоимости. Однако, говорить о каком-либо особом комфорте не приходится. Чаще всего модернизация ограничивается установкой спального места, занимающего от 40% до 60% общей площади кузова, санузла (опционально) и кухонного уголка. Как правило, используется для выезда на природу и непродолжительного проживания. Общая масса 3300—3500 кг.

Внутренняя структура жилого минивена
Внутренняя структура жилого минивена

Полуинтегрированные – на базу серийного шасси легкого или грузового автомобиля устанавливается специализированный кузов. Кабина и жилая часть частично разделены, то есть доступ к жилому отсеку возможен только во время стоянки. Такой автодом предоставляет от 2 до 4 спальных мест, которые занимают от 25 до 30% общей площади. Спальные места могут быть как раздельными, так и совмещёнными. Обязательно имеется санузел, кухонный уголок с отдельным местом для обеда и ёмкости под канализацию и питьевую воду. Технически допустимая общая масса, как правило, не превышает 3500 кг. Чаще всего встречается полуинтегрированные автодома на базе Fiat, Renault, Peugeot, Mercedes или Ford.

Полуинтегрированный дом на колёсах – внутренняя конструкция
Полуинтегрированный дом на колёсах – внутренняя конструкция

Альковные – представляют собой одну из разновидностей полуинтегрированных автодомов с особой конструкции кузова. Над водительской кабиной имеется специальная ниша – альков, используемый для спального места. Общее количество спальных мест, в зависимости от модели базового автомобиля, от 4 до 6. По остальным критериям такой дом на колёсах мало чем отличается от стандартного полуинтегрированного. Общая масса от 3500 кг до 5000 кг.

Альковный дом на колёсах – вид в разрезе изнутри
Альковный дом на колёсах – вид в разрезе изнутри

Интегрированные – кабина и жилая часть представляют собой единую конструкцию. Являются средствами передвижения, специально проектируемыми для использования под жильё. Сильно отличаются от полуинтегрированных автодомов как внешне, так и по конструкции. Комплектуются объёмными баками для пресной воды и сточных вод (от 100 до 200 л), более совершенными системами отопления и кондиционирования, холодильником, плитой, мощным зарядным устройством (от 100 A·h). Технически допустимая общая масса от 3500 до 6000 кг.

Интегрированный автодом – принципиальная конструкция
Интегрированный автодом – принципиальная конструкция

Трёхосные – предоставляют максимально возможный уровень комфорта для серийных моделей. Общее количество спальных мест от 2 до 6, которые занимают не более 20% общей площади салона. Такой дом на колёсах полностью укомплектован всеми необходимыми средствами для комфортного проживания как в летний, так и в зимний период. Имеет несколько источников питания: аккумуляторные батареи, отдельный генератор для салона, генератор двигательной установки. Отделка салона выполнена, преимущественно, в премиум-классе.

Трёхосный интегрированный автодом – внешний вид
Трёхосный интегрированный автодом – внешний вид

Виды жилых прицепов

Жилой прицеп (дача на колёсах) – представляет собой помещение на специальном шасси, оборудованное всеми необходимыми средствами для длительного комфортного проживания. Размеры, внутреннее наполнение и отделка жилых помещений, в зависимости от модели, существенно различаются. Начиная от небольшого помещения с лежаком и кухней и заканчивая, практически, полноценным домом на несколько комнат.

Даже компактный жилой прицеп может быть удобным и уютным
Даже компактный жилой прицеп может быть удобным и уютным

Кемпинг-прицеп – прицеп, трансформирующийся в палатку. В сложенном состоянии имеет минимальные размеры. Недостатком является необходимость раскладывания палатки по приезду на место отдыха, а также невозможность находиться в прицепе во время его транспортировки. Из преимуществ можно отметить лучшую манёвренность. Для его перевозки, согласно законодательству Российской Федерации, достаточно водительской категории «В».

Кемпинг-прицеп в разложенном состоянии
Кемпинг-прицеп в разложенном состоянии

Съёмный жилой модуль – используется в комплекте с соответствующими моделями автомобилей пикап. Предоставляет минимально комфортные условия для проживания. Имеет небольшой жилой отсек с кухней, санузлом и спальным местом. Основным преимуществом является большая мобильность транспортного средства и универсальность. Такой жилой модуль можно снять с пикапа и использовать автомобиль в обычном режиме.

Ford пикап серии F с установленным жилым модулем EarthRoamer XV-LTS
Ford пикап серии F с установленным жилым модулем EarthRoamer XV-LTS

Особенности использования

В России дома на колёсах используются по-разному. Традиционное для европейских стран и Америки применение, обеспечивающее комфорт в длительных путешествиях, сталкивается с суровой реальностью отечественных дорог. Конечно, на большей части европейской территории России и возле больших городов дороги вполне проходимы. Но отправиться в увлекательное семейное путешествие из Москвы во Владивосток представляется чем-то средним между фантастикой и ужасами.

Суровые отечественные дороги представляют собой немалое испытание для жилых внедорожников. На фотографии один из гостей слёта NivaFest, прошедшего в Тольятти в 2017 году
Суровые отечественные дороги представляют собой немалое испытание для жилых внедорожников. На фотографии один из гостей слёта NivaFest, прошедшего в Тольятти в 2017 году

Однако, несмотря на некоторые ограничения, область применения домов на колёсах в РФ довольно широкая:

  1. Выезды на природу с ночёвкой. Причём, это скорее относится к поездкам с семьёй, чем к традиционной «суровой» мужской рыбалке.
  2. Короткие путешествия по туристическим маршрутам и памятным местам, вроде Золотого кольца России.
  3. Поездки на море. Для тех, кто систематически выбирается к морскому побережью, приобретение дома на колёсах может принести существенную финансовую экономию на съёме квартиры.

Важно! Наиболее развитой инфраструктурой кемпингов могут похвастаться южные приморские регионы. Хотя отдых в официальных парках трейлеров уже становится довольно дорогим. А попытка обосноваться дикарем на «ничейном» морском побережье может привести к конфликтам с местными жителями, которые таким образом отстаивают свои финансовые интересы.

Стойкое нежелание наших производителей делать удобное и доступное автожильё, компенсируется золотыми руками наших мастеров
Стойкое нежелание наших производителей делать удобное и доступное автожильё, компенсируется золотыми руками наших мастеров

Использование жилого прицепа в качестве дачи. Это эксклюзивный, отечественный способ использования. Как правило, для этого приобретаются бэушные бюджетные модели полуприцепов. Учитывая, что из передвижных, после прибытия на место, они превращаются в стационарные, ходовая часть частично демонтируется. Это, кстати, является дополнительной гарантией, что прицеп «самостоятельно» не уедет в неизвестном направлении во время вашего отсутствия.

С такой планировкой жилой прицеп может стать лучшей дачей, чем большинство сооружений постсоветской эпохи
С такой планировкой жилой прицеп может стать лучшей дачей, чем большинство сооружений постсоветской эпохи

Постоянное проживание. Наименее распространенный, по сравнению с той же Америкой, способ использования трейлеров в России. Существует несколько объективных причин неприятия нашими соотечественниками стиля жизни в автодоме:

  • отсутствие развитой инфраструктуры. Не каждый город Российской Федерации может похвастаться специально отведённым под парк трейлеров местом;
  • климатические условия. Зимы в России гораздо суровее, чем в США, за исключением Аляски. Поэтому для комфортного проживания в доме на колёсах или жилом прицепе необходимо хорошее отопление и теплоизоляция. Таким техническим совершенством могут похвастать только дорогостоящие модели премиум-класса. А имея достаточно средств для их приобретения, большинство российских граждан предпочтет арендовать квартиру;
  • отношение окружающих. Исторически сложилось, что в России, человек, не имеющий своего угла (прописки), не вызывает особого доверия. Поэтому те, кто хотят жить в трейлере, должны быть готовы, как негативному отношению соседей, так и к визитам представителей власти.
Постоянное проживание в автодоме в условиях русской зимы удовольствие весьма сомнительное
Постоянное проживание в автодоме в условиях русской зимы удовольствие весьма сомнительное

Опыт эксплуатации

Принципиальная конструкция различных моделей домов на колёсах среднего класса (альковные, полуинтегрированные и интегрированные) не слишком отличается. Как правило, жилой отсек оборудован системой отопления. Это радиаторная система либо система наддува тёплого воздуха, которая может работать как от электроэнергии, так и от газового баллона. Отопление от газа, чаще всего радиаторное, более эффективное и мощное. Но является энергозависимым и требует подключения аккумулятора.

Электрическая сеть представлена одной или несколькими аккумуляторными батареями для обеспечения салона и внешней электросетью на 220 V. Имеются два бака — для чистой и отработанной воды, а также биотуалет, душ, холодильник и кухня с газовой плитой. Компоновка расположения спальных мест, кухни, обеденного стола, душевой кабины может быть различной, и её выбор зависит от личных предпочтений каждого.

Суровые будни отечественного автопрома
Суровые будни отечественного автопрома

Гигиена – одна из самых больных тем для отечественных владельцев автодомов. Преимущественное большинство современных моделей домов на колёсах оборудовано не слишком большими ёмкостями для чистой и отработанной воды. Проектировщики, очевидно, предусматривают, что данного количества достаточно для использования в пути. А в местах остановок можно будет использовать стационарные инженерные коммуникации. К сожалению, данная тенденция слабо применима к России. Многие специализированные отечественные кемпинги и парки трейлеров не оборудованы необходимой инфраструктурой и разветвлёнными инженерными коммуникациями. Чего греха таить, многие местные «бизнесмены» берут в аренду участок земли, огораживают его, назвав парком трейлеров. Они снимают плату с автолюбителей, не озаботившись необходимыми удобствами.

В любом случае, необходима систематическая очистка биотуалета. Согласно требованиям производителей, она осуществляется один раз в два дня. Но эти требования рассчитаны на максимальное количество пользователей конкретной модели дома на колёсах. Так что, если туалетом пользуются не 4, а 2 человека, то и очищать отхожее место нужно будет раз в неделю. Кроме того, в картриджи необходимо заливать специальные химические составы, перебивающие запах, уничтожающие микробы и нейтрализующие процессы анаэробного брожения фекальных масс.

Сжиженный газ в баллонах является основным энергоресурсом автодома. Он используется не только для плиты, но и для выработки электричества, которое расходуется на холодильник, прогрев воздуха в салоне, нагрев воды в бойлере и т.п. Панель управления у современных домов на колёсах контролирует практически все процессы и расходные материалы:

  • уровень наполненности водой питьевого и сточного бака;
  • разряд аккумуляторов, как в жилом отсеке, так и в двигательном;
  • температуру воздуха в салоне;
  • подключение внешнего источника питания;
  • наличие давления в газовых баллонах и т.п.

Как правило, доступны несколько режимов обогрева со ступенчатой сменой температуры.

Немного о юридических аспектах эксплуатации

Дом на колёсах изначально задумывался как мобильное жильё, поэтому нет ничего удивительного, что периодически на нём перемещаются по окрестностям. Прежде всего, необходимо урегулировать правовые аспекты. Для управления жилым минивэном и полуинтегрированным автодомом с максимально допустимой технической массой до 3,5 тонн необходимы водительские права категории «В». Этой же категории достаточно, если общая масса транспортного средства и буксируемого жилого прицепа не превышает 3,5 т, но, при этом, масса самого прицепа не должна превышать массу снаряжённого автомобиля. Если максимальная снаряжённая масса автодома или сцепки автомобиль — прицеп превышает 3500 кг, то необходимы водительские права с категориями «C» и «E». Допускается  вождение сцепки прицепа и автомобиля при открытых категориях «В» и «E», но только в том случае, если прицеп оборудован инерционной тормозной системой.

При помощи дома на колёсах можно организовать для своей семьи удобный, продолжительный и доступный по стоимости отдых
При помощи дома на колёсах можно организовать для своей семьи удобный, продолжительный и доступный по стоимости отдых

Подводя итоги

Сегодня, современные, удобные автодома и жилые прицепы в России выполняют функцию сухопутных яхт. Фактически, они являются показателями статуса, определённого уровня достатка. О том, чтобы группа студентов взяла дом на колёсах в аренду на каникулы не может быть речи. Однако инфраструктура кемпингов развивается, а их количество постоянно растёт. Возрастает и культура обслуживания. В интернете появляются различные сообщества владельцев автодомов, где все интересующиеся могут задать как технические вопросы, так и получить информацию, связанную с оптимальными маршрутами путешествий. Так что, несомненно, автотуризм, как и автодома, имеют в России большое будущее.

Оцените эту статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Дом на колёсах: реально ли строить и использовать в условиях России Загрузка...