Удивительное и прекрасное в народном творчестве: роспись по дереву
Самобытность народной росписи деревянных изделий актуальна во все времена. Сегодня это не утратившее своё эстетическое значение творчество остаётся популярным. В сегодняшнем обзоре HouseChief предлагает узнать о возможностях старинного ремесла в современном искусстве, поэтому вашему вниманию представлена роспись по дереву.
Читайте в статье
- 1 Поговорим об основных видах росписи по дереву
- 2 Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
- 3 Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
- 4 Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
- 5 Идеи для росписи по дереву с фотопримерами
Поговорим об основных видах росписи по дереву
На слуху у многих жостовское направление, гжель, хохлома, но стоит узнать больше, ведь есть и другие виды росписи. Можно попробовать свои силы в каждом виде поочерёдно, получив ценный опыт и эстетическое удовольствие.
Живая мезенская и петриковская роспись по дереву
Мезенская роспись посвящена орнаменту, выступающему в роли главного декоративного элемента. Сюжет составляют милые обитатели леса, а также лошади.
Определить, что понравившееся направление относится к мезенской разновидности, можно по следующим признакам:
- использование красных и чёрных цветов в орнаменте;
- дробность узоров в виде звёзд, ромбов, дисков, чёрточек и крестиков;
- картина кажется подвижной из-за многократно повторяющихся узоров.
Наносят такой тип росписи на негрунтованное дерево, используя как базу красноватую охру.
Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный. Это прекрасные и сказочные картины. Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение. Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений. Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.
Сказочная гжель и городецкая роспись
Гжель запоминается с первого взгляда на изделия, которые оформлены в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета белый и синий. Синие узоры и рисунки нежно оттеняются белым фоном.
Интересно, что первоначально гжелью расписывали игрушки для детей и сосуды для аптекарских нужд. Но в XIX веке производство фарфора дало направлению новую жизнь, но умельцы по-прежнему используют гжель для росписи деревянных изделий.
У гжели есть свои особенности. Редко эта роспись обходится без роз-агашек, пейзажей с зимой, сказочных сюжетов. Рисунок на фарфоре всегда должен быть покрыт глазурью и поставлен на обжиг.
Можно описать технику несколькими этапами:
- сначала наносится базовый белый фон;
- прорисовываются крупные элементы;
- наносятся дополнительные штрихи белым тоном, что подчеркнёт контраст.
Теперь поговорим о прекрасной городецкой росписи. Основным её нюансом является способность белого штриха внести оживление в сюжет. На деревянных изделиях словно оживали вороные кони на изящных и тонких ногах, горделиво вышагивающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни.
Городец остался популярен как декоративно-прикладное искусство на шкатулках, хлебницах, ложках, ларцах, детских игрушках, ставнях, предметах мебели и быта.
Весёлая хохлома и жостовская роспись
Хохлома сразу распознаётся характерными цветами: чёрным, жёлтым, красным, золотым.
Рисунок золотят, но используют при этом не золото, а древнюю иконописную технику с нанесением серебра с маслом и доведением до результата высокой температурой. Так олифа в итоге даст нужный оттенок золота.
Рисунок наносят без эскизов, включая в сюжет рябину, землянику, ветки, цветки, иногда можно увидеть животных.
Жостовская роспись украшала металлические подносы, но постепенно её оценили и мастера по дереву. Основным сюжетом принято считать цветочные композиции, изображённые на чёрном фоне.
Важную роль играют тени, создающие визуальный объём. В краситель добавляется сусальное золото, металлический порошок и перламутр, поэтому кажется, что жостовские изображения светятся особым светом.
Прочие разновидности
Многие интересуются другими видами декоративно-прикладной росписи: палехом, федоскинской живосписью, росписью Северной Двины и Прикамья.
Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием.
Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.
Важно! Эксперименты не нужны, есть специальная шпаклёвка по дереву, её и следует использовать для заделки дефектов и отверстий.
После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.
Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.
Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
Если вы обладаете талантом в живописи, то можно сразу наносить задуманный сюжет согласно выбранному направлению на основу. Но, если есть некоторые сомнения в удачности задуманного, лучше перенести готовый рисунок.
Работаем по трафарету
В интернете несложно найти подходящий рисунок. Можно распечатать его на принтере и прорезать линии резаком или канцелярским ножом. Останется перевести линии простым карандашом.
Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность сюжет любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.
Совет! Обращаем внимание на то, что калька работает зеркально, то есть рисунок будет отображён с другой стороны.
Третий способ нанесения рисунка заключается в использовании утюга и плотной бумаги. Лазерным принтером распечатывается сюжет и прикладывается печатью к дереву.
Точечная методика переноса
Это подходящий вариант для тех людей, которые с рисованием на «вы». На основу наносят очень много точек, а их уже нужно будет соединить непрерывной линией. Эта техника хороша и для прорисовки мелких элементов сюжета.
Рисование по эскизам
Для эскизов используется копирка. Её красящей стороной нужно приложить к заготовке, а выбранный сюжет положить сверху и обвести по контуру.
Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.
Совет! Если вы начинающий мастер, берите краски проще, а после оттачивания навыков уже переходите на дорогостоящие профессиональные варианты.
Гуашь
Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.
Акварель
Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.
Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.
По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.
Акриловые краски
Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.
Масляные краски
С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.
Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.
Анилиновые краски
Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.
К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.
Важно! Анилиновыми красками не наносят один и тот же мазок дважды!
Темперные краски
Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.
Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.
Идеи для росписи по дереву с фотопримерами
Полюбоваться галереей идей росписи по дереву просто приятно для души.
А вы хотели бы создать такую красоту у себя дома, отдав дань истории народного промысла?