Чтобы с наступлением холодов проблемы с обогревом вашего дома не стали серьезной причиной дискомфорта, и вы не мерзли зимой или не страдали от духоты и сухого воздуха в помещении следует своевременно провести модернизацию отопительной системы. В этой статье мы расскажем как легко и недорого осуществить улучшения домашней тепломагистрали посредством нехитрого, но довольно эффективного элемента – байпаса. Ниже мы подробнее рассмотрим байпас в системе отопления — что это такое, как действует и требуется ли создавать обходной участок.

Байпас в системе отопления: что это такое
Использование обводной трубы на радиаторе

Необходимость создания обходного узла

Байпас (англ. – bypass) – часть трубопровода, имеющая запорно-регулируемую арматуру и созданная для обхода какого-либо отрезка тепломагистрали, на котором смонтировано оборудование. Этот элемент в основном используют в однотрубных схемах, где нагретая котлом жидкость переносится от одной батареи к другой с последующим возвратом в коллектор. Теплоноситель свободно протекает через байпас, а при надобности отсоединить подключенные приборы, встроенные в узел кран закрываются и, нагретая до нужной температуры, вода беспрепятственно проходит дальше по трубам.

Байпас в системе отопления – что это такое в однотрубной схеме?

Хотя однотрубные схемы уже технологически и морально устарели, они еще встречаются в зданиях, построенных во времена СССР и СНГ. По этой причине при создании обводных участков в таких схемах следует придерживаться определенных условий врезки.

Байпас в однотрубной схеме отопления
Байпас в однотрубной схеме отопления

Для создания обходного участка понадобится:

Обводную трубу необходимо размещать подальше от главного стояка тепломагистрали. На отрезке между радиаторной батареей и байпасом требуется врезать шаровой кран, необходимый для регулировки подачи теплоносителя.

Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме
Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме

К сведению! Монтаж байпасного узла в двухтрубной схеме отопительной системы нецелесообразен, поскольку течение жидкости в магистрали происходит в разных направлениях, а потоки между собой разделены.

Байпас имеет несколько сфер применения, но мы говорим об отоплении, так что рассмотрим возможности его использования именно в этом свете. Итак, разбираясь, что это такое – байпас в системе отопления, учитываем, что его в основном монтируют:

  • в отопительных контурах с котлом и помпой, для осуществления впоследствии плановых ремонтных работ, ревизии или замены приборов, не останавливая тепломагистраль;
  • для отладки температурного режима, которая выполняется за счет установленной запорно-регулировочной арматуры;
  • как устройство, позволяющее снизить расход топливных затрат на отопление и при этом поддерживающее стабильную температуру. К тому же до 35% снижается расход циркулируемой жидкости, что также уменьшает финансовые затраты.

Обводной участок на циркуляционном насосе
Обводной участок на циркуляционном насосе

Выпускаются байпасы на отопление, как с автоматическим, так и ручным управлением. Модели с автоматикой функционируют автономно и задействуются при включении в отопительный контур насоса. Когда запускается нагнетатель теплоносителя, то под давлением жидкости открывается клапан, а при отключении происходит автоматическое его закрытие. Байпасы можно условно разделить на обводные узлы, устанавливаемые на радиаторы и помпы. Первые монтируют непосредственно возле батареи (для съема обогревательного элемента без отключения магистрали), а вторые применяют для отсоединения оборудования или смены режима работы насоса и устанавливают непосредственно вместе с ним.

Важно! Врезку байпаса рекомендуется делать в промежутке с мая по сентябрь, поскольку в этот период времени в многоэтажных домах подача теплоносителя прекращена. Также запрещено врезать запорную арматуру непосредственно в байпасный узел, поскольку это противоречит ГОСТу.

Байпасы для циркуляционного насоса

Существует такой термин как bypass режим, что это такое рассмотрим ниже. Значительно улучшить весь отопительный контур можно посредством установки насоса, даже если нет проблем с естественным течением жидкости. В процессе врезки помпы в трубу системы отопления непременно понадобится наличие байпаса. Этот прибор хоть и делает отопительную систему более продуктивной, но его работа непосредственно зависит от наличия электричества (в частных домовладениях проблема электроснабжения может быть решена при помощи дизель-генератора). На видео показана сборка насоса через обводную трубу.

Создание байпаса для циркуляционного насоса рекомендовано по следующим причинам:

  • для нормальной настройки отопительного контура;
  • при необходимости отсечения помпы от общей магистрали;
  • для выполнения ревизии и ремонт без остановки работы тепломагистрали;
  • при перебоях в электросети отопительная система сможет продолжать нормально функционировать благодаря естественному току теплоносителя (самотек).

Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе
Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе

При наполнении тепломагистрали водой, насос препятствует нормальному току жидкости и заполняемости контура, из-за этого образуются воздушные пробки. Во избежание подобных проблем требуется установка байпаса, который позволит заполнять трубы водой в обход помпы.

Байпасный клапан – что это такое и принцип его работы

При наступлении нештатной ситуации давление в магистрали падает, и клапан, срабатывая автоматически, дает возможность жидкости циркулировать по контуру своим ходом (самотеком). Таким образом полностью автоматизируется управление отопительной системой. Однако к минусам, автоматического байпаса, следует отнести высокую чувствительность к мелкому мусору и загрязненности теплоносителя. Поэтому перед установкой автоматического байпасного клапана необходимо хорошо прочистить всю систему, чтобы устранить ржавчину, окалину, накипь и различного рода налет в приборах обогрева и трубах отопительного контура.

Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400
Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400

Для чего требуется байпасный клапан, мы разобрались и теперь можем рассмотреть варианты использования обходных трубопроводов в отопительных сетях. На видео ниже можно посмотреть работу байпасного узла со встроенным обратным клапаном.

Варианты применения байпасов

Решив монтировать обводной участок тепломагистрали необходимо соблюдать некоторые требования:

  • диаметр трубы, используемой для байпаса, должен быть меньше чем в магистральной;
  • создавая обводной участок на батарее, его располагают предельно близко к отопительному прибору и максимально удаляют от стояка отопительного контура;
  • устанавливая байпасный узел, в тепломагистрали частного домовладения, монтаж осуществляют в непосредственной близости от нагревательного котла, но на таком расстоянии, чтобы помпа не подвергалась перегреву.
Использование шаровых кранов для управления направлением потока
Использование шаровых кранов для управления направлением потока

Схемы монтажа

Способ монтажаФото
Однотрубный отопительный контур: монтаж на обогревательный прибор
На насосе
В контуре теплых полов
В контуре отопления с твердотопливным котлом

Хотя мы и выяснили что это такое «байпасв системе отопления», однако при обустройстве в доме или квартире теплых водяных полов они выполняют совершенно инуюфункцию. В качестве обводной линии используется часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Данный узел нужен для подготовки нагретой жидкости к переносу в контур теплых полов, поскольку температура теплоносителя в общей магистрали достигает до 80 ˚C, тогда как в системе она не должна превышать отметку в 45 ˚C.

В стандартном режиме клапан обеспечивает пропуск нагретой воды из общей сети в обогревательный контур в незначительном объеме. Остальной теплоноситель, протекая через обводной участок, смешивается с жидкостью из коллектора и подается обратно к отопительному котлу. В обогревательном контуре и коллекторе разница температур существенная, поэтому байпасный узел практически постоянно задействован, поскольку без него невозможна нормальная работа системы теплых полов.

Насосно-смесительный узел с байпасом IVAR
Насосно-смесительный узел с байпасом IVAR

Обзор основных моделей

Когда мы уже разобрались что это такое – байпас в системе отопления, можем перейти к рассмотрению типов этих конструкций. Обходные трубопроводы могут различаться по месту установки и по конструкции. Первые предназначены для врезки на отопительные приборы и насосы, и позволяют перенаправить поток нагретой жидкости на время выполнения ремонтных работ или замены радиаторов, помп и т.д. Вторые используются для установки в комплексе с насосами.

Рекомендация! Чтобы не собирать всю систему по отдельным деталям стоит купить в магазине полностью укомплектованный узел готовый к установке.

Тип Модель/ производительКомплектация Средняя стоимость, руб.
По месту установки

Бс-И-1/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 300

Бс-И-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 350

VT.0666/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
2 594

VT.0667T/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр – 1 шт.; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
4 050

VT. 668/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
3 500
По конструкции

Бс-К-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 750

VT. 655/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
1 014

VT. 667/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
4 050

Внимание! При покупке любых элементов, связанных с системой водоснабжения и отопления, необходимо большое внимание уделять качеству резьбовых соединений. Не приобретайте комплектующие низкого качества, стараясь сэкономить, поскольку они долго не прослужат и могут стать причиной внезапного выхода из строя всего отопительного контура.

Советы и рекомендации

Прежде чем приступить к монтажу байпаса в отопительной системе многоквартирного дома в первую очередь о своем решении следует письменно уведомить представителей местного ЖКХ для согласования вопроса о временном отключении подачи теплоносителя с котельной. После этого придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Чтобы вода нормально поступала в прибор обогрева необходимо, чтобы диаметр трубы обходного участка был на один размер меньше, чем в общем контуре.
  • Приобретая готовый байпасный узел необходимо требовать сертификат качества, который послужит гарантией долговечной и нормальной работы устройства.
  • При покупке элементов обходного участка следует проверить резьбовые соединения – они должны легко откручиваться и при затягивании не прокручиваться.
  • Решив монтировать байпас, используйте только шаровые краны, поскольку они имеют не только низкое гидравлическое сопротивление, но и легко открываются и закрываются.
  • Неважно, работает байпас или нет, необходимо время от времени открывать и закрывать все краны во избежание прикипания шара и значительно увеличит срок эксплуатации всех элементов узла.
  • Перед вводом отопления в эксплуатацию после длительного простоя нужно непременно развоздушить участок с циркуляционным насосом.
  • На протяжении всего отопительного сезона следует выполнять профилактическую очистку фильтров, установленных в байпасной системе.
  • Во избежание ошибок, и чтобы отопление работало эффективно, желательно поручить проведение всех работ опытному специалисту.
Примеры установки байпаса
Примеры установки байпаса

Общий вывод

Врезка обводной трубы в контур обогрева дома, независимо проекта, даст только положительные результаты. Надеемся, из статьи вы поняли, для чего нужен байпас в системе отопления, и что он значительно улучшает работоспособность и повышает экономичность всей обогревательной системы. Специалисты советуют создавать обходные участки еще на этапе устройства отопительного контура, а также при реконструкции существующих сетей обогрева с естественной циркуляцией. К тому же байпас может быть смонтирован силами человека с минимальным набором знаний и опыта в слесарном деле.

На видео ниже можно посмотреть,как правильно установить байпас:

ОЦЕНИТЕ ЭТУ СТАТЬЮ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Дмитрий Дубовицкий
Высшее техническое образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство". Опыт работы в проектных бюро, мастером по внутренним отделочным и фасадным работам. Не по наслышке знаком со сложными инженерными системами.

ОТВЕТИТЬ

 Я ознакомлен с условиями пользовательского соглашения *