Выбираем самый экономичный способ отопления гаража из всех возможных вариантов
Для многих мужчин гараж – место отдыха, где можно не думать о текущих проблемах и заботах. Это не только место для стоянки авто, но и возможность немного поработать руками. Поэтому отоплению гаража многие уделяют особое значение. Ведь зимой в таком помещении без обогрева не посидишь. Но тут встаёт другой вопрос, который касается способа отопления, а точнее, выгоды от него в плане финансовых расходов. Поэтому в сегодняшнем обзоре мы рассмотрим варианты отопления гаража. Самый экономичный способ можно будет выбрать после детального анализа каждого.
Читайте в статье
Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража
Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.
В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.
Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы. Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.
Требования пожарной безопасности
Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:
- Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
- Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.
- Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
- То же самое касается замены масла.
- Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
- Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
- Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
- Никаких в гараже огневых работ.
- Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
- Курить тоже здесь строго запрещается.
- Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
- В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.
Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.
Способы отопления гаража
Здесь в первую очередь надо учитывать вопрос, чем топить гараж зимой. Поэтому примите во внимание один постулат: чем дороже топливо, тем проще организовать отопление. Поэтому рассмотрим каждый и определимся с их достоинствами и недостатками.
Газовое отопление
Скажем так, если стоит вопрос, как отопить гараж дёшево, то это тот самый вариант. Природный газ дороже дров и отработки, и у него не такая высокая теплоотдача. Но проблем с газом никогда не возникает. И здесь неважно, к какому нагревательному элементу вы подсоединяете газовую трубу. Если всё сделано правильно, то это в первую очередь полная безопасность эксплуатации. Во-вторых, это практически полная автоматизация процесса, которая освобождает человека от присутствия. При этом огромное разнообразие газовых отопительных приборов даёт возможность выбрать подходящий под габаритные размеры самого гаража.
Но проблема состоит в том, что к гаражам не всегда проведена газовая труба. И если это кооператив отдельно стоящих построек, то туда её никогда и не проведут. О таком может мечтать лишь автовладелец, у которого гараж пристроен к частному дому.
То есть, говоря о газовом отоплении, можно обозначить его как дешёвый вариант несбыточной мечты. Поэтому его многие не рассматривают изначально. Хотя можно организовать баллонное отопление. Но это уже не самый дешёвый вариант.
Электрическое отопление
В этом случае о дешевизне вообще говорить не стоит. Хотя если правильно подобрать электрообогреватель для гаража, то можно говорить о какой-то экономии. Но, с точки зрения комфортности и экономии первоначальных вложений, данный вариант является экономически выгодным. Вот достоинства и недостатки электрического отопления гаража:
Плюсы | Минусы |
Электрическое отопление – это удобно и безопасно. | Высокая цена электроэнергии. |
Нет необходимости возиться с закладкой дров или заливкой жидкого топлива. | |
Можно объединить водяное отопление с электронагревательным прибором. | |
Тепло начинает поступать в помещение сразу же, как только отопительный прибор был включён в питающую сеть. Набирает гараж тепло буквально за полчаса. | Если гараж превращён в мастерскую, где владелец проводит значительную часть времени, то придётся платить за потребление электричества значительные суммы. |
Широкий ассортимент предлагаемых отопительных электроприборов. |
Самый экономичный способ отопления гаража электричеством
В категории отопительных электроприборов есть инфракрасные излучатели. Сами они никакой тепловой энергии не вырабатывают. Они просто излучают ИК-лучи, которые нагревают собой окружающие предметы. А те, в свою очередь, и источают тепло.
Сразу надо оговориться, что это самый экономичный вариант в плане потребления электроэнергии. Здесь самое важное − правильно направить поток излучения. Лучше, если это будет материал, который быстро нагревается и начинает выделять тепло. Оптимальный вариант – металл. Поэтому в гараже можно поступить таким образом – сделать металлический экран, который вешается на стену или кладётся на пол. По сути, экран – это обычный стальной лист. ИК-нагреватель подвешивается к потолку или на стену и направляется в сторону уложенного или подвешенного экрана. Всё, отопительная система готова.
Внимание! Находиться людям под ИК-излучением не стоит. От него тут же нагревается кожа и части тела, что не всегда хорошо. Особенно берегите голову.
Твердотопливное
Отходы деревообработки и сами дрова – самое дешёвое топливо, которое нередко достаётся даром. Но перед тем как отдать своё предпочтение именно этому способу обогрева гаража, вам придётся решить несколько серьёзных задач:
- Приобретение печки или котла. Можно сделать своими руками, если есть навыки и опыт.
- Провести установку дымохода и подключить к нему сам отопительный агрегат. Здесь также есть требования пожарной безопасности.
- Провести заготовку топлива.
- Организовать место его хранения за пределами гаражного помещения.
При этом придётся дополнительно в процессе эксплуатации этого оборудования заниматься чисткой его от сажи. Но выгода от такого способа явная. Во всяком случае, это касается финансов. Правда, надо отметить, что растапливается котёл или печка на дровах долго. На это может уйти более часа. Здесь имеется в виду нагрев помещения. Поэтому если владелец авто планирует находиться в гараже в течение 5−6 часов, то печку стоит разжигать. Зато она выдаёт большое количество тепловой энергии, которой хватает обогреть даже самый большой гараж.
Отопление на отработке
Отопление данного типа не является самым дешёвым. Но его можно рассматривать всерьёз, если появляется возможность прикупить отработанное масло по низкой цене. Есть в этом способе немало проблем, которые опять-таки касаются требований пожарной безопасности. Во всём остальном это отличный вариант обогреть помещение гаража. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы данной технологии:
Достоинства | Недостатки |
Цена печки-капельницы, работающей на отработке, не очень высокая. Её изготавливают многие сварщики, да и сделать своими руками печь не очень сложно. Главное – понять её конструкцию и принцип работы. Такие печи соответствуют требованиям пожарной безопасности. | Требуется устройство герметичного дымохода. |
Быстрый розжиг. | Отработку перед употреблением придётся процедить или отфильтровать. |
Высокая теплоотдача. | Всегда в гараже присутствуют запах и грязь. |
Небольшие размеры агрегата, а значит, немного занимаемой площади. | Ёмкость с топливом необходимо вывести за пределы гаражного пространства и соединить его с печкой жёстким стальным трубопроводом. Никаких шлангов. |
Масло занимает меньше места, чем дрова. | Если в топливе есть небольшое количество влаги в виде воды или антифриза, то агрегат работает плохо. |
Внимание! Многие производители жидкотопливных нагревательных агрегатов предлагают достаточно экономичные экземпляры, которые работают на солярке. К примеру, воздушный отопительный прибор вентиляторного типа «Планар». Его самая экономичная модель при потреблении 250 мл/ч вырабатывает 2 кВт тепловой энергии.
Статья по теме:
Печка на отработке своими руками. Чертежи, видео и схемы, рекомендации специалистов, которые Вы найдете в данной публикации, помогут создать качественную конструкцию для отопления любым маслом с горючими свойствами своими руками легко и просто.
Водяное отопление в гараже без электричества
Что подразумевается под этим термином? По сути, это котёл, радиаторы и трубная обвязка. Стоит ли этим заниматься в гараже? Насколько эффективной будет данная система и экономически выгодной? Если гараж пристроен к частному дому, в котором эксплуатируется водяное отопление, то это эффективно и экономически оправдано. Потому что внутри гаража надо просто повесить два−три радиатора, в зависимости от площади обогрева, и присоединить их к действующей домашней отопительной сети.
Если обустраивается данный вид отопительной системы в отдельно стоящей постройке, то это большие первоначальные вложения. Плюс невозможность контролировать температурный режим теплоносителя в ночное время, если установлен твердотопливный или жидкотопливный котёл. А это может привести в заморозке всей системы. Конечно, можно организовать своими руками отопления в гараже на тосоле, залив его в отопительную трубную разводку, но это опять касается выбора топлива. То есть, в данном случае это не самый лучший способ. Хотя есть варианты.
Отопление гаража буржуйкой с водяным контуром
Итак, схема эта проста. Собрать её своими руками несложно, если владеть навыками работы с электросваркой. В первую очередь потребуется буржуйка, в которую врезается змеевик. Он будет обогреваться сгораемым в печи топливом, а внутри будет перемещаться вода в качестве теплоносителя.
Изготовленная своими руками такая печь в гараже может иметь самые малые размеры, потому что её назначение − не отапливать помещение, а нагревать воду. Хотя часть своей тепловой энергии она будет отдавать именно через корпус в воздух. То есть, выгода двойная.
Буржуйка устанавливается около выхода, верхний патрубок змеевика соединяется с контуром подачи, нижний − с обраткой. Устанавливаются пара радиаторов, которые и надо обвязать трубами. Самая простая схема водяного отопления в гараже своими руками – однотрубная система в виде кольца, по которой теплоноситель движется, проникая поочерёдно в каждый радиатор. Расходы по трубам минимальные, трудозатраты небольшие. Именно в такую систему и надо заливать тосол, потому что дровяная буржуйка будет работать только днём. А сливать и заливать теплоноситель каждый раз будет невыгодно и неудобно.
Критерии обогрева гаража в зимнее время своими руками
Наверное, говорить об экономичном обогревателе для гаража, как таковом, нет смысла. Потому что надо учитывать много позиций, связанных и с мощностью отопительного агрегата, и с объёмом нагреваемого помещения, и со стоимостью топлива, плюс время, которое люди проводят в гараже. Поэтому несколько советов относительно всего этого с учётом плюсов и минусов каждого способа обогрева:
- В основном выбор отопления зависит от того, сколько времени в гараже проводит его хозяин.
- Если автомобиль эксплуатируется зимой постоянно, то он всегда должен быть готовым к выезду. А значит, температурный режим внутри постройки должен быть в пределах хотя бы +5°С. Для этих целей лучше выбирать тот вид отопления, который не нуждается в постоянном контроле. Это газовое, электрическое или инфракрасное.
- Если автомашина эксплуатируется время от времени, то оптимальное решение – электрическая пушка, которая быстро нагреет помещение и обогреет сам автомобиль. Если быстрота нагрева не является основным критерием, то можно установить в гараж жидко- или твердотопливный агрегат, хотя бы печку-буржуйку или капельницу.
- Если в гараже хозяин проводит много времени, тогда для его обогрева лучше использовать комбинированный вариант. К примеру, днём под присмотром можно эксплуатировать дровяные печки или котлы на отработке. Ночью оставлять ИК-излучатели. Кстати, это, наверное, и будет самый дешёвый вариант. Если есть возможность подключить котёл к газовой трубе, то днём он работает на полных оборотах, а на ночь снижается его потенциал на обогрев для поддержания +5°С.
То есть, перед тем как сделать отопление в гараже своими руками, надо учитывать как раз именно эти моменты.
Как сделать дёшево и быстро отопление гаража своими руками
Дадим несколько вариантов обогревателей для гаража, которые можно сделать своими руками:
- Самый простой из них – буржуйка, которую топят обычно дровами. Это может быть печь любой конфигурации, изготовленная из любой готовой ёмкости. К примеру, из 200-литровой бочки, которую разрезают пополам поперёк. Из половинки и делается печь. Хотя можно бочку расположить горизонтально, не разрезая её. Главное – сделать патрубок для дымохода, топку, куда вставляется перегородка из решётки, сваренной из арматуры, и дверцу для закрытия топочной камеры. Как показывает практика, за три−четыре часа изготовить такой нагревательный прибор не проблема.
- Неплохой вариант, связанный с электричеством. Но это водяная система отопления. Для этого надо сварить из нескольких труб отопительный регистр. Чем больше труб в конструкции, чем больше их диаметр, тем выше теплоотдача прибора. В нижнюю трубу с торца вваривается обычный бытовой кипятильник мощностью 1-1,5 кВт. А в верхнюю трубу с торца приваривается вертикально установленный небольшой расширительный бачок открытого типа. Через него в систему будет заливаться вода или тосол. Последний лучше. Регистр заполняется теплоносителем, кипятильник включается в розетку. Буквально через полчаса нагревательный прибор будет уже горячим и начнёт отапливать гараж.
- Ещё один вариант с элементами воздушного отопления. Для этого придётся использовать буржуйку с водяным контуром. Только вместо полноценной отопительной системы используется обычный радиатор от автомобиля вместе с вентилятором. Радиатор подвешивается на стену так, чтобы за ним поместился вентилятор. Последний подключается к питающей сети через понижающий трансформатор. Радиатор соединяется со змеевиком шлангами или пластиковыми трубами. Соединение должно производиться так: верхние патрубки змеевика и радиатора соединяются одним шлангом – это контур подачи теплоносителя, нижние между собой образуют контур обратки. Эффективность этого способа отопления гаража заключается в том, что для сборки необходим котёл небольших размеров, который быстро может нагревать теплоноситель. Вентилятор эффективно отбирает тепло, понижая температуру воды по максимуму. То есть, кольцевая система работает по всем теплотехническим законам. Кстати, можно буржуйку заменить кипятильником.
Рекомендуем посмотреть видео, где показан один из вариантов отопления в гараже, сделанного своими руками.
Что сегодня предлагает промышленность − обзор экономичных печей для гаража
Модель | Характеристики | Цена, руб. |
| 5 700 | |
| 5 100 | |
| 3 000 | |
| 3 900 |
Если у вас возникли вопросы по теме статьи, задавайте их в комментариях. Редакция нашего сайта обязательно на них ответит.