«Изысканный дизайн — понятие растяжимое»: Валерия Даньковская о фен-шуе и современных тенденциях
Мы продолжаем пополнять нашу новую рубрику «Мнения» интересными материалами, и сегодня мы в гостях у известного российского дизайнера, очаровательной Валерии Даньковской. А поговорим мы о качественном дизайне и современных тенденциях.
— Валерия, как вы оказались в сфере дизайна, что вас сюда привело?
— Я с детства была творческим ребенком, любила рисовать, ходила в художественную школу и вот, в конце девятого класса, выбрала профильное образование. Это архитектурный класс и уже в это время я определилась в том, что моя специализация будет дизайн и архитектура. Ну а дальше я поступила в университет, закончила его и сейчас продолжаю по своей специальности работать.
— В тот момент, когда вы после учёбы пришли на работу, были ли такие моменты, когда вы столкнулись с тем, чему вас не учили в ВУЗе?
— Когда я закончила университет, я уже понимала, что я вышла совершенно «зелёная», потому что образование оно больше дало чувство цвета, понимание композиции, концептуальность. А вот технические моменты, конечно, университет не дает. Совет многим начинающим дизайнерам от меня — если вы вышли после университета, у вас нет никакого опыта в дизайне, в стройке, лучше пойти в какую-нибудь фирму, где есть инженеры, есть прорабы, которые помогут, дадут наставления, увидят ошибки. Я считаю, что тренироваться на чужой квартире не стоит.
— Ваш первый проект? Какой он был? В каком стиле был оформлен?
— Был в современной стилистике. Сейчас, конечно, я его немного так вспоминаю с улыбкой. Это был первый проект. Мой вкус ещё не сформировался. Тенденции, наверное, тоже не все уловила, даже это было во время обучения в университете. И честно, не горжусь им. То есть сейчас это действительно интересные проекты и в прошлые годы были интересные. Но первый проект всё-таки такой «зелёный», «очень зелёный». Но это было интересно, интересно было окунуться в это всё.
— Есть разница все-таки между дизайн-проектом квартиры и дизайн-проектом дома?
— Безусловно, есть. Есть свои хорошие стороны, есть сложности. На примере квартиры можно посмотреть. Есть сложности, например, в перепланировке, чтобы она была законной, необходимо знать нормы, по которым потом можно согласовать квартиру. В доме, например, таких ограничений нет. Мы можем делать кухню в размерах, в которых мы хотим. Тоже самое санузлы увеличивать-уменьшать, то есть в этом плюс дома. И я могу рассказать о сложностях, которые мы доделывали за дизайнерами и архитекторами в домах. У нас был такой случай… Это был таунхаус, а не дом, но в принципе тип один и тот же постройки и лестницы там не было, даже перекрытий не было. То есть нам нужно было сделать перекрытия, поставить правильно лестницу. Изначально этот проект делал архитектор. Причем архитектор вроде как бы с опытом, уже в возрасте, но он поставил лестницу так, что люди, если бы они поднимались по этой лестнице они бы просто упирались в самую нижнюю часть крыши. То есть пройти на верхний этаж нельзя было и видимо он не просчитал высоту ступеней. Я не знаю в чем была проблема, как можно было так ошибиться, но я могу сказать, что заказчики потеряли немалую сумму на этом, потому что перекрытия были уже возведены, лестницу тоже уже начинали возводить и в конечном итоге это демонтаж и новый монтаж. И мы переделывали этот проект, просчитывали лестницу, то есть вот такие грубые ошибки, которые потом стоят денег заказчику…
— Вы позиционируете себя как небольшая дизайн-студия. Нет ли в планах расширяться и почему изначально выбрали такое направление, как такая небольшая студия, где работают буквально несколько дизайнеров?
— Ну для нас очень важен результат. И мы не штампуем проекты. Для нас штамповка не важна. Для нас главное – это реализовать проект, реализовать так, как он был задуман изначально. И это очень тяжелый труд. Я могу сказать, что, ведя даже несколько проектов я разрываюсь, мне не хватает времени, я думаю, почему всего лишь 24 часа у нас в сутках. Для того, чтобы действительно реализовать красивый, качественный, эргономичный проект для этого необходимо очень много времени, сил и невозможно проконтролировать все, если у тебя будет много проектов. Для нас важно качество. И вообще, я считаю преступлением, когда некоторые дизайнеры используют один и тот же дизайн в своих некоторых проектах. То есть для нас важно придумать что-то новое. Чтобы заказчик смотрел — «Вау».
— Какой самый интересный проект был? Может быть проект, где вы решили воплотить самые такие необычные идеи заказчика?
— На самом деле, когда мы приступаем к каждому проекту, то каждый проект он интересен по-своему. Ну мы тоже не берём все проекты. У нас нет такого, что возьмём любой проект от человека, который нам позвонит. Такого нет. Мы всё равно относимся избирательно, так как мы художники в каком-то смысле, для нас это очень важно. То есть каждый проект очень интересен и выделить какой-то проект я не могу. Тем более, если посмотрят заказчики, а я выделила не их проект.
— Сколько вы уже занимаетесь дизайном?
— Мой личный опыт дизайна около 7 лет, наверное, около 8 уже.
— Какие сейчас новые тенденции в дизайне?
— Слово «тенденции», за ними гнаться не стоит, но есть определённые нормы, которые лучше использовать, которые всегда будут актуальны. Я думаю, что это более правильно, это использование натуральных материалов, обязательно дерева, металла, стекло, камень, либо какие-то аналоги. Искать более дешёвое – это шпон дерева. То есть лучше использовать натуральные материалы. Ещё очень важно – это свет. То есть свет сейчас очень актуален, это красивые люстры, либо встроенные светильники или споты. Свет он очень, очень важен в дизайне.
— Что на ваш взгляд сегодня превалирует на рынке интерьеров? Креативность и дизайн, либо материалы и технологичность?
— Эти два понятия вообще неразделимы между собой. Креативность и дизайн должны присутствовать всегда, везде и во всем. Можно даже как лозунг записать. А насчет технологичности, мы живем в современном мире, мы очень много работаем, мы устаем, и мы хотим вернуться в наше жилище, которое оборудовано и которое сэкономит наше время на себя саму. Существует несколько способов, чтобы это сделать. Это может быть, как и мелкая бытовая техника, которая экономит наше время, но также и какие-то более умные системы – «умный дом». Недавно заказчику устанавливали систему «умный дом». Это было, конечно же, очень интересно.
— Расскажите подробнее про этот проект, где ставили «умный дом». Потому что сейчас «умный дом» – это такой тренд и всё больше и больше заказчиков обращается и интересуется этой системой. Вы как часто эти системы ставите в свои проекты?
— Мы не часто ставим системы. Вот у меня был заказ один единственный. Это было недавно. Действительно, началась такая тенденция, потому что люди экономят своё время, свои силы и хотят жить в удобстве. Мы устанавливали систему в квартире. Это было освещение, плюс домашний кинотеатр, шторы и защита от детей и от протечек. Ну то есть вот все базовые функции, которые есть в «умном доме» мы ставили. Конечно заказчик сейчас очень рад тому, что он это установил, говорит, что уже не представляет своей жизни без этой системы.
— Были какие-то сложности интеграции «умного дома» в существующий дизайн интерьера?
— Каких-то сложностей не было, потому что инженеры очень хорошо справляются со своей функцией. Мы вместе садились, вместе продумывали, сложностей никаких не было. Единственное – монтаж. Это всё сложно. В этом нужно сидеть и разбираться. Сложностей никаких нет. Мне кажется, что очень здорово, когда приходишь с работы, у тебя был тяжёлый день, предположим переговоры или ещё что-то, ты ложишься на кровать, смотришь телевизор и тебе не надо потом вставать, выключать свет, вставать и закрывать шторы, выключать телевизор. Ты всё можешь это сделать в комплексе. Плюс ещё может ты волнуешься, что не выключил плиту, то есть всё это можно отключить, лежа на кровати и можно уснуть не вставая, не бегая никуда, не закрывая.
— А что вы скажете насчет «фэн-шуя»? Используете ли вы эту технологию в своих проектах?
— Да. По «фэн-шую», если честно, не было таких потребностей у заказчиков, но могу сказать так, что и так очень много ограничений, что возводить нельзя, расширять нельзя. А если мы ещё будем расставлять мебель по «фэн-шую», то мы просто ничего не расставим в этой квартире. Мы используем такие моменты, как функциональность, то есть заказчику должно быть удобно. Например, стоит телевизор, то диван на определенном расстоянии должен быть, чтобы человек мог обойти этот диван, спокойно сесть на кресло или за стол. Но по «фэн-шую» нет. Потому что итак очень много ограничений. Если мы ещё будем пользоваться «фэн-шуем», то дизайн-проект вряд ли закроем.
— А какие самые распространенные ошибки делают люди, которые не прибегают к возможности работы со специалистами, допустим, дизайн-студии?
— Могу рассказать такой случай из своей практики. У меня были заказчики примерно может полтора-два года назад. Сначала они решили сделать дизайн-проект сами. Ну не то, чтобы дизайн-проект, а создать своё жилище сами, оборудовать. Они даже на миллиметровке вычертили свою квартиру, всё замерили, вычертили, получилось так, кстати, достойно. Мы немножко откорректировали этот план, но они молодцы. Но они решили приступить с того, что они поехали, посмотрели выбрали кухню, им понравилась. И съездили выбрали паркетную доску и причем её оплатили. Паркетная доска стоила больше чем сам дизайн-проект. Они её оплатили и потом они столкнулись с тем, что они не могут подобрать ничего к этому полу. Обратились они ко мне, и я тоже смотрела. Паркетная доска была очень красивая, она была такого рыжеватого отлива, но кухня уже туда не вписывалась и остальная мебель тоже. Если вы начинаете делать дизайн-проект сами, то здесь всё равно нужно учитывать, хотя бы брать образцы и прикладывать друг к другу. Может просто не собраться композиция в конечном итоге. Ну вот такие случаи бывают. Какая здесь самая главная ошибка? То, что люди начинают выбирать по мелочам. Вот мне нравится цвет этой паркетной доски и всё. Мы её покупаем, а дальше мы всё подберем. А подобрать уже не получается.
— Не смотрят на общую картину?
— Да. И плюс ещё функциональность. Мы настолько привыкли, может быть это пошло из более ранних времен. Я имею в виду квартир однотипных, в которых мы раньше жили, что расставить всю мебель по углам и к стенкам. Очень важно всё же обратиться к специалистам, даже если не хватает бюджета сделать полноценный дизайн-проект, но сделать расстановку мебели с дизайнером, который расставит правильно и функционально мебель.
— Чаще всего вы используете европейского производителя или российского производителя либо есть какая-то тенденция уже в сторону российских производителей материалов?
— Да, вот кстати хороший вопрос. На самом деле, сейчас в России мы развиваемся, мы молодцы. У нас развивается дизайн, у нас развиваются студии, и студии не только дизайна, но ещё и мебели. Начали появляться креативные ребята, которые создают интересную мебель, интересный декор, но всё-таки преобладание идет европейский марок, в основном Италия, Испания, ну также Дания, также Словения есть. Есть такая недорогая мебель.
— Чаще всего из материалов, вот паркет, камень, что-то ещё, что именно российского производителя везде закладываются, есть такое?
— Камень нет. В основном и керамогранит и камень мы везем из Европы.
— Вот кавказский камень я знаю есть.
— Кавказский камень мы не используем. Но возьму на заметку.
— Из каких составляющих на ваш взгляд складывается изысканный дизайн?
— Изысканный дизайн — это такое понятие растяжимое. Существуют разные стили, ну вот в основном – это натуральные материалы. Конечно они облагородят ваш дизайн 100 %. Красивая мебель, мебель может быть под заказ, недорогая, но всё это должно быть аккуратно, стильно и благородно.
— Существует ли одна вещь, которая может преобразить полностью весь интерьер? Может быть, это свет, либо предмет декора или мебель?
— Думаю, что нет. Это тоже самое, если вы купите «жигули» и захотите сделать из «жигулей» «мерседес». Это примерно тоже самое. Если вы даже поменяете обивку в «жигулях», то они останутся «жигулями». Даже если вы купите очень красивую люстру, но весь интерьер будет неправильно сделан, неправильно скомпонован и подобран, то вы, глядя на эту люстру, будете получать эстетическое удовольствие, переводить свой взгляд на какие-то другие предметы интерьера и огорчаться. То есть лучше продумывать дизайн всё-таки с нуля, чтобы все гармонировало с собой и аккуратно смотрелось.
— Какие у вас этапы работы с заказчиком? Допустим, я заказчик, прихожу к вам. Что мне необходимо принести? Что от меня необходимо? Что вы мне выдаете? Какие документы и как вообще происходит весь этот процесс?
— Во-первых, надо приходить с положительным настроем, потому что иногда, к сожалению, заказчики приходят после печального опыта. И видимо, печальный опыт был с фрилансом, люди, которые закончили какие-то курсы и решили создавать потом дизайн. То, что требуется от заказчика – это показать какие-то аналоги, которые нравятся в интерьере, на них мы будем ориентироваться, конечно и предлагать своё, более интересное и красивое. Но изначально мы должны понять вкусы заказчика, плюс обеспечить доступ к квартире. То есть это всё, что требуется от заказчика. С нашей стороны уже мы занимаемся проектированием, то есть сначала идет этап проектирования и подбора. То есть мы подбираем вначале, не то, что мы сделали красивую картинку, передали заказчику, тот сказал — «Вау», а потом окажется, что этот комод стоит миллион. Обязательно нужен бюджет заказчика, чтобы понимать, сколько он готов потратить на свой ремонт. Мы адаптируем дизайн под заказчика полностью.
— Лучше всего, когда приходит заказчик и уже чётко понимает, какой у него бюджет есть и в какой бюджет нужно вложиться.
— Но очень часто нам не называют бюджеты, то есть говорят, что будем смотреть по ситуации. И тогда мы с ними ездим по салонам. Например, плитка. Плитка за 3000 рублей вам подходит? Нет. И вот уже постепенно и постепенно мы обустраиваем.
— Самый дорогой и самый бюджетный проект, который вы делали?
— Это сложный вопрос. Сейчас не вспомню точно суммы. Очень бюджетные мы не берём, но когда-то реализовывала эти проекты, но, наверное, до 3 млн с ремонтом были такие проекты.
— Это «под ключ»? И ремонт, и проект? Мебель входит?
— Да, мебель входит. Это было давно, когда я начинала свой путь и, в принципе, мне никто бы не доверил квартиру премиум-класса. То, что касается самого дорогого проекта, то, наверное, это было около 30-35 млн.
— Отличие дорогого и бюджетного проекта в чем?
— Там колоссальные отличия.
— В материалах?
— Да, в материалах. Материалы используются более натуральные, красивые. Тот же, керамогранит под камень, плитка может быть настенная с плохой печатью, и ты заходишь и видишь, что это печать на плитке идёт, или дорогой керамогранит, который имитирует мрамор. Конечно, отличия очень-очень сильные.
— Есть проект-мечта? В глобальном смысле, что хотелось бы сделать такого?
— Проект-мечта. Можно сказать, какой бы я хотела проект реализовать в ближайшем будущем. Есть проект, за который я бы хотела взяться в ближайшее время – это проект большого офиса какого-нибудь очень интересного, с интересными материалами.
— Если этот офис будет автоматизированный, с системой «умный дом»?
— Да, вот это было бы вообще очень здорово. Я думаю, что домой бы точно никто не уходил.
— Валерия, спасибо вам большое за интересное интервью.
— А вам за интересные вопросы. Ждём вас за домом вашей мечты.